Убедившись на собственном опыте в том, что всё большая часть
наш их читателей (и заказчиков) начинает обращать внимание не только на качество
механической обработки изготавливаемых изделий из древесины, а ещё и на их эстетические
свойства, мы решили, что не лишним будет затронуть и эту тему на страницах GE-News.
Обратиться к профессионалам - что может быть вернее? К кому? Да конечно же к нашему
уважаемому профессору Массачусетского университета Р. Брюсу Ходли. Публикуем материал,
позаимствованный из его книги "Понимая Дерево".
Получение
удовольствия от внешнего вида древесины восходит к пониманию его анатомической
структуры и физиологических функций. Поскольку внешний вид древесины является
одним из наиважнейших факторов для деревообработчика, мы уделим этому особое внимание.
Мебельщики часто описывают качество поверхности древесины
термином "текстура". Сколько раз вам доводилось слышать фразы типа:
"и, какая текстура у этого стола!" и хотя на самом деле речь идёт об
особенностях расположения волокон, особенно о структуре годовых колец, мы тоже
возьмем на вооружение термин "текстура". Её наличию древесина обязана
комбинации таких факторов, как особенности роста и ориентации распила.
Текстура
представляется визуальной производной от нормальной структуры дерева, а именно
годовых колец и "лучей". Чем менее равномерно расположены волокна, и
чем крупнее и отчётливее лучи, тем ярче текстура.
При
распиле или лущении "в четверть" плоскость реза составляет плюс-минус
девяносто градусов по отношению к годовым кольцам. В зависимости от неравномерности
расположения волокон, полученная "картинка" будет состоять из набора
параллельных линий.
Отчетливая
внешность лучей, также называемая "прожилками" может варьировать от
изящных и тонких рисунков вишни до крупных и роскошных лучей дуба, в данном случае
называемого "серебристым". Чтобы уменьшить размер прожилок, но всё же
сохранить интересную картинку, дуб часто пилят с небольшим отклонением от радиального
распила.
Если
бы бревно имело абсолютно цилиндрическую форму с годовыми кольцами равномерной
толщины, то картинки на поверхностях распила представляли бы из себя параллельные
линии. К счастью, каждое дерево растёт индивидуально, и неравномерности его строения
вносят красоту в унылую однообразность параллельных прямых.
На
поверхностях тангентального распила годовые кольца пересекают поверхность, формируя
эллипсы, U-образные или V-образные узоры. Ближе к краям доски тангентального распила,
в зависимости от ширины доски и формы годовых колец, текстура приближается к кромочной.
Там, где кольца слегка гофрированы, как, например, у ореха, возникает текстура
неправильной, но интересной формы. Процесс роторного лущения даёт непрерывную
тангетальную текстуру с повторяющимся узором. Коническое лущение (метод получения
шпона аналогичный тому, каким вы затачиваете карандаш) даёт интереснейшие концентрические
заготовки с "конической" текстурой.
Направление
волокон в стволе среднестатистического дерева является более-менее прямолинейным,
с некоторыми нормальными отклонениями от строгой геометрической формы. Интересно,
что другие части обычных деревьев могут давать интересную текстуру благодаря искажению
направления волокон. Развилины, например, дают необыкновенное переплетение волокон
в месте разделения двух стволов. Распил, сделанный по центру развилины ореха,
даёт необычный рисунок в форме "пера". Он особенно ценится у изготовителей
ружейных прикладов. Изменяя направление распила развилины, можно получить огромное
разнообразие текстур. Также большой интерес представляет собой комлевая часть
дерева.
У
разных пород отклонение от нормальной структуры может являться обычным явлением
или редким исключением, которое образует интересную и привлекательную текстуру.
Текстура с "путаной свилеватостью" образуется в том случае, когда структура
продольных клеток формирует волнистые или свилеватые волокна. В этом случае радиальный
разлом похож на стиральную доску. После машинной обработки плоскость такой текстуры
даёт удивительный эффект: рисунок меняется в зависимости от угла падения света.
У клёна такой рисунок называется "тигровым" или "скрипичным",
поскольку именно такую текстуру исторически предпочитают использовать скрипичные
мастера. Замечательные образчики текстуры с путаной свилеватостью можно видеть
на деревянных деталях старых длинноствольных ружей из Кентукки.
"Ленточную"
или "полосатую" текстуру можно получить при радиальном распиле древесины
со сблокированным спиральным волокном. Древесина с таким интересным названием
получается в результате повторяющихся циклов роста по спирали в разные стороны.
Такую древесину невозможно расколоть - разве что она будет напилена на очень короткие
чурбачки. После машинной обработки на гладкой плоскости эти спиральные волокна
создают характерный визуальный эффект, в основном вызываемый различной длиной
волокон, проявляющихся на поверхности. Там где волокна расположены почти параллельно
поверхности, мы видим линии, а там, где они становятся ей перпендикулярны, длина
линии сокращается до размера поры. Разница в отражении света создает неповторимый
эффект. Ещё эту текстуру называют текстурой "с наклонным волокном".
Там где встречается сочетание путаной свилеватости и наклонного волокна, мы можем
видеть ленточную структуру, прерывающуюся с некоторыми интервалами -"волнисто-полосатую
прерывистую", а там, где свилеватость преобладает- видим "пятнистую"
структуру.
Иногда на камбии возникают локализованные
вмятины, впадины или выпуклости, придающие древесине характерную текстуру. Древесина
многих пород елей, например, нередко может быть названа "рябой", то
есть она имеет конические впадины в плоскости годовых колец. У других деревьев
- яркий пример клён - небольшие локализованные узлы свилеватости волокон образуют
текстуру "с глазками", названную так потому, что каждый узел похож на
маленький глаз.
Большие,
близко расположенные выпуклости в слоях роста образуют "ноздреватую"
текстуру, которая ещё называется "волнистой" или "складчатой"
текстурой в том случае, если выпуклости удлинённые. При тщательной отделке вариации
отражения света создают очень необычный трёхмерный эффект, так что при движении
предмета кажется, что текстура "перекатывается". Подобные текстуры ассоциируются
в основном с клёном, но иногда могут образовываться и у других пород деревьев.
Капы - это крупные наросты, формирующиеся на стволах,
реже - на ветвях деревьев. Древесная ткань внутри них крайне разнонаправлена и
часто содержит многочисленные зловредные образования. В результате, они имеют
весьма привлекательную структуру и используются в основном для производства небольших
предметов искусства. Нередко шпон, полученный из кап являет собой завораживающую
текстуру.
Текстура
также может быть образована неравномерной окраской. Как правило, в твёрдых породах
предпочитается сердцевинный окрас, а более светлый заболонный окрас может считаться
дефектом. Однако поразительного эффекта можно достичь, склеивая или сращивая древесину
таких пород, как розовое дерево, орех или красный кедр, где заболонь выражена
отчётливо. В пределах самой сердцевины, термин "пигментная текстура"
описывает отчётливые узоры, сформированные неравномерными отложениями экстрагированных
деревом веществ. В качестве примеров можно привести розовое дерево, зебровое дерево
и фигурный красный эвкалипт. Важно знать, что распределение пигментации может
не зависеть от расположения годовых колец.